Специфика франчайзинга в экономических условиях Беларуси


Специфика франчайзинга в экономических условиях Беларуси 7 Ноября 2011

Франчайзинг в Беларуси, как инструмент выполнения экономических операций и реализации бизнес проектов, практически не используется. Точнее, несмотря на появление этой экономической системы на просторах белорусского рынка и в Гражданском Кодексе Беларуси (гл. 53, ст. 910) еще в 1998г, так и находится по сегодняшний день в стадии зарождения.

Согласно статье 910:

• Одна из сторон, являющаяся правообладателем, предоставляет пользователю, купившей лицензионное право франчайзинга и заключившей с правообладателем договор, права на использование фирменных коммерческих достижений. Среди них могут быть наименование торговой марки или знака обслуживания, охраняемая коммерческая информация и другие особые черты правообладателя, делающие его бренд на рынке успешным и узнаваемым,

• Отношения между сторонами, заключившими договор о франчайзинге, регулируются на законодательном уровне. Заключение договоров, предопределяющих ведение отношений по предпринимательской комплексной лицензии, могут быть заключены только в случаях нахождения их в пределах, регламентируемых белорусским законодательством.

Утвержденные экономические нововведения сулили неплохие перспективы, но из-за отсутствия практического применения не получили дальнейшего развития. В 2004г статья о франчайзинге была несколько скорректирована внесением дополнений, обосновывающих правовую основу для развития экономического взаимодействия данного типа. Именно с этого момента предприниматели Беларуси могли свободно использовать схемы франчайзинга: регистрировать и открывать кафе, сети супермаркетов, фабрик по производству мебели, строительных материалов. Только и после внесения поправок оставалась масса препятствий. Договоры использования объектов интеллектуальной собственности регулировались не только положениями ГК, но и белорусскими законами о знаках обслуживания и торговых марках, о патентованных правах на изобретения, о лицензионных договорах и еще удручающим количеством нормативных правовых актов.

Современные особенности развития франчайзинга в Беларуси

Несмотря на то, что пионером франчайзинга в Беларуси стал договор, заключенный только в 2006г, у новой для страны экономической системы отношений появилась даже некоторая статистика и даже наблюдается некоторая динамика роста. На следующий год было заключено уже четыре договора, в 2009г – 49 договоров франчайзинговой схемы.

Подавляющее большинство договорных отношений об использовании объектов достижений правообладателя носят национальный характер и применяются в сегменте розничной торговли. Незначительное количество международных договоров распространятся в основном:

• на аудиторское обслуживание,

• ресторанный бизнес,

• розничные торговые предложения фирменной обуви,

• гостиничный бизнес.

Специалисты находят объяснение складывающихся обстоятельств в неосведомленности хозяйствующих белорусских субъектов в основных принципах данного коммерческого механизма и нюансах деятельности. Для предпринимателей Беларуси это пока лишь непонятное иностранное слово, не объясняющее приоритеты применения охраняемого комплекса знаний, успешных схем маркетинга, заслуженной репутации. Начальная фаза развития франчайзинга на территории страны предвещает прогресс внедрения и роста, но пока иностранные правообладатели не особо стремятся к расширению своих коммерческих сетей на белорусском рынке.



Материалы по теме:




Новости


Рекомендуемые франшизы в каталоге
Новые франшизы в каталоге