Франчайзинг в России: состояние и перспективы


Франчайзинг в России: состояние и перспективы 5 Ноября 2011

В России франчайзинг появился в 1992 году и сегодня в стране имеются большие потенциальные возможности для его развития. Наиболее активно он распространяется в Москве, Санкт Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Западно-Сибирском и Центрально-Черноземном регионах. Однако, если в США через франчайзинговый бизнес осуществляется более 40% всех продаж с годовым объемом $1 млрд, то в России, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), отечественные франшизы не превышают и двух десятков. Почему же такой эффективный «инкубатор» предпринимательства не превращается в «столбовую дорогу» российского бизнеса»? Это объясняется правовыми, административными и финансовыми причинами.

В отечественном законодательстве отсутствует само понятие «франчайзинг», а, следовательно, не определен и комплексный подход к такому явлению. В соответствии с ГК РФ франчайзинг скорее отождествляется с понятием «коммерческая концессия», не отображающим его особенностей и не регулирующим необходимые правовые нормы. И здесь неизбежно возникают различные коллизии при передаче фирменного наименования, защите товарного знака, субсидиарной ответственности, кредитования и пр.

Один из аспектов административной причины − неосведомленность в этой сфере чиновников и депутатов различного уровня, а финансовой – дефицит средств у малого бизнеса на приобретение франшизы и сложности кредитования ввиду правовых разночтений. Одним из препятствий для развития франчайзинга является и низкий уровень предпринимательской культуры, из-за чего многие иностранные компании не продают в России франшизы, а предпочитают организовывать бизнес своими силами.

Препятствует развитию франчайзинга также информационная закрытость российской системы ведения бизнеса и сложности в налаживании доверительных партнерских отношений, поскольку ментально наши предприниматели сориентированы, преимущественно, на получение материальных приобретений и не рассматривает эту услугу с интеллектуальной точки зрения.

Перспективы распространения франчайзинга в России

Сегодня предпринимаются шаги по созданию цивилизованного правового поля и, в частности, и уже вступил в силу ФЗ № 216 «О внесении изменений в часть вторую ГК РФ», который был инициирован РАФ, приближающий нас к мировой практике ведения франчайзинга и привлечения новых крупных брендов.

Эти поправки уменьшают издержки правообладателей, защищают их от некорректных действий оператора, разрешают координацию цен внутри сети и исключают бюрократические проволочки и необходимость поиска «обходных путей» для минимизации рисков.

Дело остается за малым – Закон должен заработать!



Материалы по теме:




Новости


Рекомендуемые франшизы в каталоге
Новые франшизы в каталоге