Договор коммерческой концессии - договор франшизы


Договор коммерческой концессии - договор франшизы 9 Ноября 2011

Франчайзинг сегодня – наиболее динамично развивающаяся форма бизнеса, к примеру, американские аналитики считают ее «доминирующей силой в сфере распределения услуг и товаров».

Франчайзинг весьма широко распространен во многих сферах экономической деятельности от системы автомастерских и прачечных до аптек и салонов красоты. Как пример, можно привести такие компании с мировой известностью, как «Макдональдс» или «Баскин-Роббинс». Отметим, что подобный тип организации бизнеса предполагает наличие сети однородных предприятий, с едиными требованиями к качеству и общим товарным знаком.

В России Гражданским кодексом введено понятие «коммерческая концессия», аналог международному термину «франчайзинг». Его основные положения определяются Договором коммерческой концессии. Основные понятия договора отрегулированы главой 54 ГК РФ. Суть его в следующем:

· сторонами Договора могут быть только юридические лица, то есть организация либо индивидуальный предприниматель;

· одна сторона Договора (правообладатель) за оговоренное вознаграждение обязуется предоставить второй стороне (пользователю) возможность использования в своей бизнес-деятельности ряда прав, которые принадлежат правообладателю. Причем, на исключительные права, например, интеллектуальной собственности, нормы Гражданского кодекса не распространяются.

Для чего Договор коммерческой концессии нужен сторонам? Правообладателю он позволяет расширить присутствие на рынке без открытия новых филиалов и дополнительных вложений. При всем при этом правообладатель сохраняет почти полный контроль над пользователем, принявшим обязанности поддерживать качество, заявленное правообладателем. А пользователю договор коммерческой концессии открывает возможности ведения предпринимательской деятельности под уже известным брендом, используя не только имя, но и технологии.

Но не нарушает ли Договор права потребителей, ожидающих увидеть за фирменным наименованием фирменное качество, а не продукцию третьих лиц? Для защиты прав потребителей законом предусмотрен ряд мер, таких, как:

1. Обязательная регистрация Договора коммерческой концессии;

2. Информирование заказчиков об использовании имени правообладателя в силу Договора;

3. Правообладатель наравне с пользователем несет ответственность по предъявляемым к пользователю претензиям и требованиям, связанным с качеством продукции;

Для заключения Договора коммерческой концессии сторонам необходимо согласовать его существенные условия. К таковым Гражданским кодексом отнесено три пункта: передача права на применение коммерческого обозначения или фирменного наименования, принадлежащего правообладателю, вознаграждение и передача информации, являющейся коммерческой тайной. Помимо этого Договор содержит такие существенные моменты, как срок его действия, возможность субконцессий, территория использования предоставленных прав и их объем. Договор коммерческой концессии обязательно должен заключаться в письменной форме, иначе он недействителен.



Материалы по теме:




Новости


Рекомендуемые франшизы в каталоге
Новые франшизы в каталоге