Что такое франчайзинг?


Что такое франчайзинг? 20 Декабря 2011

Франчайзинг – право предоставляемое какому-либо предприятию(предпринимателю) действовать от имени другого предприятия.

Сам термин франчайзинг произошел от французского слова franchising, которое означает “привилегия” или “право”. А вот где и как зарождался франчайзинг, и какой датой дотировать его появление утверждать наверняка сложно, и тут существует масса различных мнений. Некоторые считают, что основоположниками франчайзинга стали родственники Ирвин Роббинс и Бертон Баскин, которые в середине пятидесятых годов прошлого столетия образовали сеть кафе-мороженного Baskin&Robbins. Необходимость передачи прав на использование торговой марки была связанна с тем, что сеть довольно стремительно разрасталась, и компаньоны сделали вывод, что самостоятельно не могут справиться с качественным управлением таким большим количеством заведений. И тогда они решили продавать вновь открываемые кафе, при условии того, что торговая марка Baskin&Robbins будет сохранена, и кроме этого так же оговаривались еще некоторые условия.

Однако есть мнение, что франчайзинг зародился примерно на сто лет раньше в 1851, когда компания «Singer Sewing machine company», занимающаяся изготовлением, продажей и последующим обслуживанием швейных машин стала передавать право на продажу и обслуживание своих швейных машинок предприятиям в различных регионах Соединенных Штатов.

Некоторые убеждены, что первый франчайзинг появился еще в средневековье. Тогда посредством франчайзинга регулировались права и условия организации и проведения ярмарок и рынков.

На сегодняшний день, сложно себе представить как бы таким компаниям гигантам как Coca-Cola, Mc Donald’s или General Motors удалось бы добиться таких масштабов, если бы они не прибегли к франчайзингу.

В зависимости от того, чем занимается компания, какие цели она ставит, существует масса различных видов франчайзинга. Однако, если попытаться классифицировать весь франчайзинг, то можно выделить две большие группы:

  • Франчайзинг товара и фирменного названия;
  • Франчайзинг делового формата.

В обоих случаях предприниматель получивший право на франчайзинг использует определенную торговую марку. Однако в первом случае предпринимателю просто предоставляется право на продажу товара или услуги на определенной территории с соблюдением четко оговоренных правил. Говоря про франчайзинг делового формата, стоит отметить, что перед предпринимателем ставится задача стать фактически дочерним предприятием в определенном регионе, как говорится: со всеми вытекающими последствиями. В этом случае, предприятию(предпринимателю) необходимо соответствовать определенному корпоративному стилю и этике, а так же соблюдению массы других условий прописанных в договоре франчайзинга. При этом, крупная фирма(франчайзер) предоставляющая право действовать от своего имени, как правило помогает подготовить как руководящий так и исполняющий персонал, а так же предоставляет в распоряжение мелкой фирмы(франчайзи) свои патенты, бизнес-проекты, а так же различные технологические, коммерческие и управленческие находки и достижения. Такой вид франчайзинга составляет около 70% от франчайзинга в целом. Стоит отметить, что такое сотрудничество оказывается очень выгодным и привлекательным как для франчайзи так и для франчайзера.



Материалы по теме:




Новости


Рекомендуемые франшизы в каталоге
Новые франшизы в каталоге