Как не быть обманутым при покупке франшизы?


Как не быть обманутым при покупке франшизы? 19 Февраля 2014

Сложно представить себе как бы складывалось развитие и распространение очень многих компаний, если бы не существовало франчайзинга. Вероятно, что в отдельных странах мира просто не знали бы ресторанов макдональдс, и там же большинство населения никогда бы не попробовало кока-колу. Конечно, отделы развития и распространения продвигали бы фирму в новые регионы, но процесс бы этот был куда более сложным и медленным, и было бы это не всегда целесообразно.

Для предпринимателей схема франчайзинга нередко оказывается единственным приемлемым вариантом ведения бизнеса. Особенно молодые бизнесмены, которые не имеют особого опыта и крайне нуждаются в поддержке очень часто прибегают к покупке франшиз. И именно предприниматели, которые делают первые шаги в бизнесе, не очень опытные, могут приобрести франшизу, из-за которой впоследствии, можно будет столкнуться с очень серьезными неприятностями.

На что обратить внимание при выборе франшизы?

Классический франчайзинг предполагает схему, когда успешно существующее и работающее с прибылью предприятие, имеющее свою схему ведения бизнеса, разработки и инновации, патенты, стиль и прочие “фишки”, передает права на работу под их торговой маркой за определенную плату.

Как правило, условия франшизы не ограничиваются лишь правами на использования торговой марки. Чаще под франшизой понимают бизнес-модель, систему менеджмента, обучение персонала, единый корпоративный стиль и много все другого.

Тут есть несколько ключевых моментов, на которые предпринимателю, общаясь с потенциальным франчайзером, стоит обратить особое внимание для того, что не быть обманутым либо не очень успешной компанией, либо просто мошенником.

Успешный ли опыт тиражируется?

Случается так, что посредством франчайзинга компании пытаются не развиться на новых рынках и поделиться успешным опытом, а скорее просто заработать, или даже поправить положение дел. Все оно конечно хорошо, но как- то странно, когда не очень успешное предприятие передает свой опыт да еще и за деньги, пусть и не очень большие.

Купить за недорого права на торговую марку, у которой не сложилось в одном из регионов, но при этом есть лояльность потребителей в другом – это одно. Идя на такие действия, предприниматель должен четко понимать, что именно он делает, и хорошо знать и осозновать всю ситуацию.

Но бывает так, что франчайзеры умышленно пытаются скрыть, что дела у них идут плохо, и при этом не сворачивают франчайзинговые программы. Как правило, такие явления видно не вооруженным взглядом, но все же присмотреться стоит.

Поэтому следует изучить не только договора и прочие бумаги, но и провести полевые исследования на территории франчайзера, на его собственных объектах аналогичных тем, которые собираетесь открыть вы.

Стоит ли покупать только бизнес-модель?

Можно встретить еще одну ситуацию, когда продаются франшизы, которые не имеют за собой реального бизнеса, а представляют собой лишь бизнес-модель, пусть даже и с некоторой поддержкой.

Это значит, что франчайзер не имеет своего собственного дела, а лишь продает название, может помочь с персоналом или поставками товара. Возможно, кто то скажет, что в этом нет ничего плохого, но на самом деле это вопрос принципиальный. Вся ценность франшизы, как раз и заключается в том, что вы покупаете право на определенную известную на торговую марку или название.

Если же франчайзер сам не открыл ни одного магазина, то откуда может взяться известность торговой сети? Все очень просто, и как правило речь идет либо о похожих названиях торговых сетей, либо о названиях, которые ассоциируются с чем то знакомым и известным. Но как бы такое название не звучало, к франчайзингу подобные дела имеют мало отношения, и скорее это можно назвать мошенничеством.

Предприниматели запросто смогут придумать аналогичное название и просто воспользоваться услугами консультанта. Это обойдется дешевле, чем покупка псевдо-франшизы. Хорошо, если название окажется просто нейтральным, и в итоге не выяснится, что кто-то обладает правами на него. Но может быть и иначе, и в этом случае очень велика вероятность столкнуться с судами и разбирательствами, и в результате можно запросто лишиться бизнеса.

Опасайтесь брендов-подделок!

Нередко, можно увидеть бренды-клоны, которые своим звучанием, написанием и оформлением могут очень походить на уже существующие известные торговые марки. Как правило, такие франшизы стоят не дорого и нередко искушение купить такую псевдо-франшизу велико.

Хотя если честно, то, наверное, можно и не покупать, а просто брать и работать под этой придуманной торговой маркой без разрешающих документов. Все равно, так или иначе у вас появятся проблемы. Разумеется, не с продавцом франшизы, потому как права на бренды-клоны никто никогда не зарегистрирует. Если обладатель прав на настоящий бренд узнает о нарушениях и не поленится – проблем потом не оберешься.

Для того, что бы узнать все ли в порядке с документами, достаточно просто попросить у франчайзера документы подтверждающие регистрацию торговой марки. В случае их отсутствия лучше дела с этой компанией не иметь. Возможно, вам покажут уведомление о том, что торговый знак принят на регистрацию. Но это говорит только о том, что поданы документы, а результат может быть разным. Причем если речь идет о бренде-клоне, то однозначно, что никто его не зарегистрирует, а рассмотрение заявления может длиться несколько лет.

Помните о том, что чудес не бывает, и дорогие франшизы не могут стоить дешево. А некоторый бизнес, например такой как банковский вообще не предполагает франчайзинга. Поэтому, если вы видите очень популярную франшизу за 3 тысячи долларов, то наверняка это повод присмотреться получше, и хорошо все узнать.




Материалы по теме:




Новости


Рекомендуемые франшизы в каталоге
Новые франшизы в каталоге