Региональный франчайзинг
26 Мая 2015
Данный тип организации франчайзинга представляет собой более высокую ступень развития бизнеса, чем просто купить франшизу и начать бизнес по готовой схеме. Если прямой франчайзинг подразумевает открытие одной торговой точки, то региональный позволяет франчайзи, по сути, взять на себя обязанности франчайзера и самостоятельно расширять сеть, принимать решения, искать новых партнёров.
Франчайзер передаёт права на развитие бизнеса на какой-то определённой территории и получает статус «разработчика территории», то есть area developer. Это может быть город, район, область, край, округ и даже государство.
Условия и особенности регионального франчайзинга
- На своей строго определённой территории франчайзи получает право открывать столько торговых точек или цехов, сколько посчитает необходимым или сможет.
- При этом франчайзи может привлекать суб-франчайзи, то есть фактически становится главным представителем сети в своём регионе, выполняет функции франчайзера, в том числе занимается обучением новичков, помогает им открыть дело, проводит маркетинговые исследования и так далее.
- Сразу отметим, что франчайзер, предоставляя региональную франшизу, может поставить твёрдые и чёткие условия — открыть столько-то торговых точек или заведений в течение, например, пяти лет. Если региональный франчайзи эти условия не выполнит, договор может быть расторгнут.
- Разумеется, стоят региональные франшизы дороже обычных, прямых. Хотя иногда франчайзер предоставляет скидки на открытие каждой торговой точки, то есть оптовая покупка обходится, в итоге, дешевле.
Кроме того, если на первом этапе главный в своём регионе франчайзи платит роялти и платежи за лицензию своему франчайзеру, то в дальнейшем именно головная компания может платить роялти региональному партнёру за каждого новичка, ставшего членом сети.
- При региональном франчайзинге франчайзер сохраняет контроль над всеми процессами по примеру прямого франчайзинга, однако избавляется от необходимости самостоятельно искать каждого отдельного франчайзи в указанном регионе.
- Региональный франчайзи получает право использовать ноу-хау и товарный знак франчайзера только после подписания договора с каждым суб-франчайзи, которого находит самостоятельно.
Примеры регионального франчайзинга
Можно вспомнить сети MEXX, Subway, сеть ломбардов «Диаманитовый дом» (Украина). Обычно условия регионального франчайзинга оговариваются отдельно с каждым партнёром, стоимость такой франшизы зависит от условий сотрудничества и площади региона.
Региональный франчайзинг выгоден обеим сторонам деятельности. Так франчайзер получает возможность расширить свою сеть сразу на целый регион и избавиться от необходимости терять время на его освоение, передав такие права надёжному партнёру. Региональный франчайзи, в свою очередь, получает более широкие права и возможности, фактически приобретая не одну, а сразу несколько франшиз одной сети.
Материалы по теме:
|